Irina Volochkova предлагает Вам запомнить сайт «За чашкой чая»
Вы хотите запомнить сайт «За чашкой чая»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

За чашкой чая не скучаем, беседы разные ведем о том, что в жизни мы встречаем, а это значит - обо всем

О сайте

  • Сайт о разных сферах нашей жизни, обо всем, что дает повод для дружеской беседы

Последние комментарии

Екатерина Аксенова
Людмила Гроховская
Любопытно...
Людмила Гроховская Вот что произойдет, если подержать ноги в уксусе. Делаю так каждый вечер!
Freja Ollson
!
Freja Ollson Рецепт французских заварных булочек, которые приведут тебя в восторг!
Любовь Гульбасова
Людмила людмила
etxt.ru
Рейс 4578. Прошли контроль, …

Рейс 4578. Прошли контроль, сидим в экономе, в хвосте, пассажиры почти все русские, кислые все…

1 янв 16, 11:00
+1178 125
Эта женщина месяц провела в …

Эта женщина месяц провела в коме. Ее слова после пробуждения шокировали всех вокруг!

14 апр 16, 20:24
+998 86
Этот малый принес маме запис…

Этот малый принес маме записку от учителя и заставил рыдать. Лишь спустя годы он узнал правду…

2 янв 16, 11:30
+749 57
На паренька набросился быдло…

На паренька набросился быдло-мужик. От того, что произошло дальше — я ОФИГЕЛ ТРИ РАЗА!

8 сен 16, 16:48
+742 80
Вот что произойдет, если под…

Вот что произойдет, если подержать ноги в уксусе. Делаю так каждый вечер!

19 янв 16, 11:00
+616 125
Как русский водитель проходи…

Как русский водитель проходил проверку в Германии. Проверяющая просто не верила своим глазам!

29 сен 16, 04:00
+587 70
На первый взгляд, это фото к…

На первый взгляд, это фото купающейся в бассейне девушки. Но вот облом…

26 дек 15, 21:28
+570 71
Спасатели пришли на помощь т…

Спасатели пришли на помощь тонущей собаке. Вдруг позади животного они увидели ЭТО…

8 мар 16, 15:30
+547 53
МУЖЧИНА ПОПАЛ В РЕАНИМАЦИЮ П…

МУЖЧИНА ПОПАЛ В РЕАНИМАЦИЮ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ ИЗНАСИЛОВАТЬ ПИТБУЛЯ

10 май 16, 16:12
+427 136
Это произойдет, если намазат…

Это произойдет, если намазать мылом зеркало. Я оценил по достоинству хитрый прием!

16 янв 16, 05:30
+420 83
Этот малый принес маме запис…

Этот малый принес маме записку от учителя и заставил рыдать. Лишь спустя годы он узнал правду…

2 янв 16, 11:30
+749 57
Вот что произойдет, если под…

Вот что произойдет, если подержать ноги в уксусе. Делаю так каждый вечер!

19 янв 16, 11:00
+616 125
Рецепт французских заварных …

Рецепт французских заварных булочек, которые приведут тебя в восторг!

14 янв 16, 18:00
+83 13
Мама, зачем ты это делаешь?

Мама, зачем ты это делаешь?

5 авг, 08:54
-1 1
ТОП-6 домашних кремов, котор…

ТОП-6 домашних кремов, которые помогут вылечить псориаз

28 июл, 20:54
0 1
Дисбактериоз кишечника: 6 на…

Дисбактериоз кишечника: 6 натуральных средств для лечения

22 июл, 04:12
0 1
6 способов вернуть кастрюлям…

6 способов вернуть кастрюлям первозданные чистоту и блеск

15 мар 16, 13:30
+53 4
10 признаков, что вы страдае…

10 признаков, что вы страдаете высокофункциональной депрессией

20 июл, 20:54
0 1
Техника исцеления от болезне…

Техника исцеления от болезней, которая не имеет аналогов. Всё благодаря 1 процедуре!

11 фев 16, 12:00
+143 17
МУЖЧИНА ПОПАЛ В РЕАНИМАЦИЮ П…

МУЖЧИНА ПОПАЛ В РЕАНИМАЦИЮ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ ИЗНАСИЛОВАТЬ ПИТБУЛЯ

10 май 16, 16:12
+427 136

Травля в школе: есть ли выход?

развернуть

 

Молодая мама жалуется в соцсетях на то, что ее сына-третьеклассника Алешу обижают в школе. Скромный, тихий, «домашний» мальчик, не умеющий давать отпор более напористым сверстникам, стал излюбленным объектом насмешек и тычков.

10-летняя Катя столкнулась с другим видом травли в школе: девочку игнорируют ее одноклассницы. Не хотят садиться за одну парту, идти вместе из школы до автобусной остановки, на уроках физкультуры она – последняя, кого выбирают к себе в команду для игры в волейбол.

Журнал Psychologies приводит такую статистику: 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. Почти в каждом классе есть такой ребенок.

В чем причины школьной травли? Как реагировать в такой ситуации ребенку? Что могут сделать родители? Об этом – Светлана Кривцова, кандидат психологических наук, директор Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, автор популярных книг по психологии для родителей и педагогов: «Воспитание: наука хороших привычек» (1997), «Учитель и проблемы дисциплины» (1997), «Навыки жизни: в согласии с собой и с миром» (2002).

Травля в школе: есть ли выход?Что такое травля

Травля (в англоязычной литературе используются синонимы «буллинг» или «моббинг») – деструктивное поведение одного или нескольких человек по отношению к другому, целью которого является причинение вреда жертве.

Отличительными чертами буллинга являются: 1) периодическая повторяемость (единичный эпизод еще не расценивается как травля); 2) неравенство сил у жертвы и агрессора (жертва не может дать полноценный отпор); 3) высокая чувствительность жертвы (тот, кого травят, сильно задет происходящим).

Травля имеет различные формы: это не только физическое насилие или открытая агрессия по отношению к жертве, но и сплетни, высмеивание, изоляция, а также манипулирование и провокации. В последние годы буллинг переместился и в интернет: социальные сети и популярные мессенджеры оказались вполне подходящей средой для этого явления. Существующие в западной науке исследования говорят о том, что наиболее распространенной причиной суицида у подростков является травля со стороны сверстников.

Причины травли

Как правило, зачинщиком всегда выступает кто-то один: обычно это ребенок или подросток с формирующимся нарциссическим расстройством личности. К сожалению, нарциссизм все шире распространяется в современном обществе, чему способствуют культ успеха, потребительские установки и желание самоутвердиться, ставшие в последние годы социокультурной нормой. Нарциссичный ребенок отличается стремлением к самоутверждению за счет других, желанием быть «крутым», иметь авторитет среди сверстников как человек, которому никто ничего не может сделать. «Ты мне ничего не сделаешь» – скрытое послание, сквозящее за всем поведением этого ученика. Для утверждения своего авторитета он прибегает к властным манипуляциям, выражающимся в том числе в травле более слабых детей.

Распространенные мифы

Миф № 1: Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы.

Это неправда. Школа всегда имеет дело с незрелыми личностями (однако эта незрелость является естественным этапом развития ребенка, пусть и не самым простым). Именно поэтому в школе всегда были и будут проблемы насилия. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично); они несут ответственность за то, чтобы дети видели, как нужно твердо и с достоинством противостоять насилию.

Миф № 2: Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможен только в классе у слабого учителя.

Логика рассуждений: «Раз у меня в классе это появилось, значит, я – плохой учитель». Именно это заблуждение приводит к тому, что многие учителя не хотят говорить о происходящем в классе насилии, тем более мелком, привычном: кажется, что таким образом они «выносят сор из избы» и подводят собственную школу. Такая установка опирается на незнание статистики. Исследования вновь и вновь подтверждают: в любой школе и у любого учителя, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.

Миф № 3: Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене.

По данным доктора Дэна Олвеуса (Dan Olweus), примерно 16 процентов девочек и 17,5 процентов мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга безотносительно к тому, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12 % мальчиков сами являются инициаторами травли – буллерами. Данные почти полностью совпадают для разных стран.

Миф № 4: Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.

Это не так. Как раз самый высокий процент случаев травли отмечается во 2-4 классах.

Миф № 5: Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия.

Учительский коллектив не имеет возможности заниматься всеми «недоразумениями» (стычками, конфликтами и пр.), которые происходят между учениками, в конце концов, пусть учатся справляться сами. Только в случае серьезного физического насилия нужно вмешиваться взрослым. Такая позиция противоречит мировой статистике: дети гораздо реже переживают себя «затравленными» из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще – из- за других видов агрессии. В разных странах на первом месте по частоте встречаемости словесная травля: оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д. На втором месте – бойкот, на третьем — физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Основной причиной суицидов является не физическое насилие, а изоляция со стороны референтной группы, бойкот.

Миф № 6: Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.

Это опасное заблуждение. Статистика показывает, что самооценка агрессоров высокая, их поведение вызвано не аффектами, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.

Миф № 7: Жертвами буллинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.

Отчасти это верно, но есть и другие дети, те, которые вполне социабельны, имеют друзей, у них до сих пор была нормальная самооценка. Жертвой буллинга может стать любой ученик, говорит статистика. Но риск выше у детей чувствительных, не способных постоять за себя, лишенных настойчивости и не умеющих демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.

Травля в школе: есть ли выход?

Миф № 8: С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору).

Это никогда не работало. Также ошибочно считать, что работу с этими фактами следует передать психологу. Чего точно нельзя делать с буллерами (агрессорами), так это собирать их в группы и вести с ними психологические тренинги! Это связано с тем, что буллинг не связан с неконтролируемым гневом, это не спонтанное поведение. Буллер – это человек (с развивающимися нарциссическими личностными структурами), который устанавливает свою власть над другими и делает это хладнокровно. К нему нужны совсем другие подходы.

Не работает, кстати, и практика угрозы исключения из школы, как и само исключение. Еще менее разумно устраивать коллективные разборки с публичным покаянием, заставлять детей просить прощения – все это приводит только к эскалации травли. Ни одна разовая краткосрочная мера не поможет справиться с данным явлением. Именно поэтому феномен буллинга является вызовом школе как организации. Он требует принятия долгосрочных и ответственных обязательств, которые стали бы частью организационной культуры данной школы.

Миф № 9: Заниматься проблемами детей-агрессоров нужно с помощью привлечения родителей.

Это ошибка. К сожалению, большинство детей-буллеров не имеют конструктивного контакта с родителями. Либо их родители сами являются людьми с властным нарциссическим характером, тогда поведение детей – это калька с поведения родителей, причем молчаливо теми одобряемая. Либо такие дети тиранят и собственных родителей тоже, так как последние, скорее всего, не могут проявить необходимой твердости. В любом случае, родители сами не помогут справиться с проблемой буллинга. Школа должна четко отделить свою ответственность и ответственность семьи: «Если тебе разрешают так вести себя дома – пожалуйста, но не здесь, в школе другие правила!»

Миф № 10: Учитель должен мочь справиться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе самостоятельно.

Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности можно только в том случае, когда учителя объединятся против насилия. Организационная культура школы, не обращающая внимания на вопросы насилия, – это нежизнеспособная культура. Секрет в том, что все до единого взрослые люди, но прежде всего профессионалы – учителя, должны уметь и быть готовы конфронтировать с властолюбцем. Это сила объединенных взрослых! Однако можно сказать и другое: если в школе найдется хотя бы один неравнодушный взрослый, все может получиться.

Что делать?

Что могут сделать родители, столкнувшись с ситуацией травли своего ребенка?

  • Самое главное – выслушать ребенка, сохраняя спокойствие, не поддаваясь естественным реакциям негодования и страха. Дело в том, что для ребенка в сложившейся ситуации жизненно важно ощущение защищенности, опоры. Родители должны приложить усилия, чтобы не передать свое волнение, а, наоборот, дать сигнал ребенку, что он теперь не один на один с этим злом. После того, как вы внимательно выслушали рассказ ребенка, можно сказать: «Хорошо, понятно. Больше не переживай, ложись спокойно спать, я немедленно начну с этим разбираться».
  • Позвонить учителю и поговорить на эту тему.
  • Необходимо научить ребенка отвечать и защищаться, воспитывать чувство собственного достоинства. Кстати, нет лучшего средства против буллинга, чем хорошее чувство юмора.
  • И, конечно же, родителям нужно быть внимательными. Большинство детей не говорят или не сразу говорят маме и папе о том, что их обижают. Поэтому с ребенком нужно постоянно общаться, регулярно расспрашивать, как у него дела, как он провел день – не об оценках и уроках, а о том, что он делал на переменках, об одноклассниках. «Что тебя сегодня порадовало в школе? А что огорчило?»

    Косвенные признаки, которые должны вас насторожить:

  • Ребенок не хочет идти в школу.
  • Ребенок жалуется на боли в животе, сдавленность в груди (если нет соот- ветствующих заболеваний, это признак страха).
  • У ребенка нарушен сон, ему снятся кошмары.
  • Что может сделать учитель, столкнувшись с ситуацией травли?

    На сегодняшний день к проблемам дисциплины и насилия педагоги подходят по-разному. Существуют целые педагогические коллективы, которые практикуют либо «метод невмешательства», считая, что школьники со временем научатся контролировать себя сами, либо жесткий стиль контроля и подчинения, когда ради поддержания порядка учителя прибегают к угрозам и наказаниям. Однако в ситуации буллинга ни тот, ни другой метод не работают.

    Самая эффективная стратегия поведения – это твердая, но не агрессивная конфронтация с буллингом. Педагоги, разделяющие этот подход, считают травлю отвратительным злом, но не прибегают к шантажу и манипуляциям.

    Заставить ребенка чего-то не делать можно и без угроз. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора («Если ты поступаешь так, то последствием будет…»). Если выбор оказывается деструктивным, то к ученикам применяются санкции. Так дети учатся пользоваться свободой и брать на себя ответственность. И, безусловно, учитель должен быть бдительным и обязательно реагировать на происходящее вокруг него, не быть равнодушным.

    Что могут сделать директор и администрация школы?

    Практически все специалисты говорят одно: начинать надо с изменения атмосферы, среды образовательного учреждения, ведь случаи травли чаще бывают там, где отсутствует уважительное отношение к себе и другим, где не признаются и не удовлетворяются потребности детей в признании и понимании, где нет созидательных смыслов.

    Даже буллеры теряют интерес к насилию, если находят в школе осмысленное и ценное для себя дело, в котором проявляется их потенциал и может быть пережито чувство успеха.

    Атмосфера складывается из множества разных вещей. Принципиальное значение имеет, например, стремятся ли в школе заниматься каждым отдельным ребенком, каждого ли видят, думают ли о том, чтобы человеку было интересно, чтобы он мог внести полезный вклад в школьную жизнь. Ощущает ли тут человек свою нужность и ценность?

    Необходима выработка системы ценностей школы, иерархии этих ценностей (что для нас является благом? а самым большим злом?) – обязательно с привлечением учеников и учителей. На основе этой системы ценностей разрабатываются правила, по которым живет детско-взрослое сообщество, а также разрабатываются санкции на каждый конкретный случай нарушения. Иначе это будут не правила, а просто просьба, которую выполнять не обязательно. При таком подходе вероятность буллинга в школе становится минимальной.

    Что почитать по теме:

    Интерактивное методическое пособие «Азбука буллинга» (автор – С.В. Кривцова) на электронном ресурсе: http://psychologia.edu.ru/

    Кривцова С.В. Буллинг VS сплоченность неравнодушных. М.: ФИРО, 2012.

    Ольвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? М., 1993.

    Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе: психология моббинга. М., Генезис, 2012.

    Источник: Pravobraz.ru

    published on zachashkoi.ru according to the materials matrony.ru


    Источник →

    Ключевые слова: советы родителям
    Опубликовано 19.05.2017 в 16:06

    Комментарии

    Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
    Показать новые комментарии
    Комментарии Facebook
    Комментарии ВКонтакте
    Вросшие ногти перестанут быт…

    Вросшие ногти перестанут быть проблемой с этими 6 домашними средствами!

    23 авг, 00:48
    0 0
    Кажется, тебе пора перестать…

    Кажется, тебе пора перестать думать о поиске партнёра и сосредоточиться на себе

    22 авг, 20:18
    0 0
    Лучшая подруга: твой друг или враг?

    Лучшая подруга: твой друг или враг?

    22 авг, 20:18
    0 0
    А вдруг я никогда тебя не забуду

    А вдруг я никогда тебя не забуду

    22 авг, 20:18
    0 0
    … Познается в декрете?

    … Познается в декрете?

    22 авг, 20:06
    0 0
    Как сохранить красоту в декр…

    Как сохранить красоту в декрете: лучшие лайфхаки

    22 авг, 12:00
    0 0
    Йога против бессонницы: 5 пр…

    Йога против бессонницы: 5 простых упражнений для выполнения в постели перед сном

    22 авг, 04:30
    +1 0
    Главный нищеброд страны. И е…

    Главный нищеброд страны. И его фото, все как вы любите

    22 авг, 04:24
    0 0
    Как очистить организм от пар…

    Как очистить организм от паразитов с помощью воды

    22 авг, 04:00
    0 0
    Милые котята породы селкирк-рекс

    Милые котята породы селкирк-рекс

    22 авг, 00:06
    0 0
    Почему все должно быть прост…

    Почему все должно быть просто и сразу либо никак

    21 авг, 20:30
    0 0
    Как пережить развод и чем ег…

    Как пережить развод и чем его отпраздновать

    21 авг, 20:30
    0 0
    Прочти это прежде, чем ты во…

    Прочти это прежде, чем ты возьмешь фамилию своего партнера

    21 авг, 20:30
    0 0
    Благородно или глупо?

    Благородно или глупо?

    21 авг, 20:18
    0 0
    7 способов избавиться от мух

    7 способов избавиться от мух

    21 авг, 16:30
    0 0
    МУЖЧИНЫ, А ПОЧЕМУ ВЫ ТАК БОИ…

    МУЖЧИНЫ, А ПОЧЕМУ ВЫ ТАК БОИТЕСЬ БРАКА?

    21 авг, 04:36
    0 0
    Лучшие натуральные сахаросни…

    Лучшие натуральные сахароснижающие средства

    21 авг, 04:12
    0 0
    Свежая кровь: Наташа Трейя

    Свежая кровь: Наташа Трейя

    20 авг, 20:42
    0 0
    10 лёгких способов произвест…

    10 лёгких способов произвести шикарное первое впечатление

    20 авг, 20:42
    0 0
    Как выбрать персонального тренера

    Как выбрать персонального тренера

    20 авг, 20:42
    0 0
    Медики шутят

    Медики шутят

    20 авг, 16:36
    0 0
    Записки мамы тройни: как я рожала

    Записки мамы тройни: как я рожала

    20 авг, 12:24
    0 0
    Коварных баб, разваливших се…

    Коварных баб, разваливших семью, разоблачили на 1 канале…

    20 авг, 04:48
    0 0
    Противовоспалительные мочего…

    Противовоспалительные мочегонные средства для улучшения работы почек и мочевого пузыря

    20 авг, 04:24
    0 0
    Климакс у мужчины. Как с ним…

    Климакс у мужчины. Как с ним справиться?

    19 авг, 20:54
    0 0
    Амбиции живут вне зоны комфорта

    Амбиции живут вне зоны комфорта

    19 авг, 20:54
    0 0
    Язык тела: приемы, которые м…

    Язык тела: приемы, которые моментально сделают вас привлекательнее

    19 авг, 20:54
    0 0

    Не ругайте детей за изрисованные обои

    19 авг, 12:36
    0 0
    Как найти женщину совершенно…

    Как найти женщину совершенно бесплатно?

    19 авг, 08:00
    0 0
    9 общеукрепляющих натуральны…

    9 общеукрепляющих натуральных средств для повышения потенции

    19 авг, 04:36
    0 0
    Грудь есть, но я не женщина

    Грудь есть, но я не женщина

    19 авг, 00:06
    0 0
    С чего вы взяли, что у вашей…

    С чего вы взяли, что у вашей истории будет хеппи-энд?

    19 авг, 00:06
    0 0
    Чтобы лето не кончалось: как…

    Чтобы лето не кончалось: как вписать гамак в городской интерьер

    19 авг, 00:06
    0 0
    Почему я не хочу практиковат…

    Почему я не хочу практиковать тайм-ауты в воспитании ребенка

    18 авг, 12:48
    0 0
    Бабья яма

    Бабья яма

    18 авг, 08:12
    0 0
    5 лучших травяных настоев дл…

    5 лучших травяных настоев для здоровья печени и желчного пузыря!

    18 авг, 04:48
    0 0
    Играем в машинки! Забавные и…

    Играем в машинки! Забавные инсталляции

    18 авг, 04:42
    0 0
    Физкульт-ответ: 6 вредных пр…

    Физкульт-ответ: 6 вредных привычек, которые сводят на нет ваши усилия в зале

    18 авг, 00:18
    0 0
    Как полюбить себя

    Как полюбить себя

    18 авг, 00:18
    +1 0
    Женщины, которые ценят себя,…

    Женщины, которые ценят себя, делают эти 9 вещей в отношениях

    18 авг, 00:18
    0 0

    Люди

    13065 пользователям нравится сайт zachaem-mt.ru

    Яндекс.Метрика
    Читать

    Поиск по блогу

    Этот малый принес маме записку от учителя и заставил рыдать. Лишь спустя годы он узнал правду…

    Этот малый принес маме записку от учителя и заставил рыдать. Лишь спустя годы он узнал правду…

    Однажды один маленький мальчик вернулся домой из школы и передал матери письмо от учителя. Ни с того ни с сего мама вдруг начала плакать, а затем зачитала сыну

    2 янв 16, 11:30
    +749 57
    Слушаться маму до пенсии?

    Слушаться маму до пенсии?

    2 июл 16, 00:36
    +11 11
    Настоящий мужчина или … лох?

    Настоящий мужчина или … лох?

    28 июн 16, 16:36
    +10 13
    Самое странное требование к …

    Самое странное требование к работодателю

    15 июн 16, 08:12
    +13 46
    «Гнать» жену на работу из де…

    «Гнать» жену на работу из декрета — не по-мужски?

    13 июн 16, 04:18
    +5 60
    «Отстать» от трудного подрос…

    «Отстать» от трудного подростка — это выход?

    8 июн 16, 20:42
    +3 9
    пока ничего нет