Irina Volochkova предлагает Вам запомнить сайт «За чашкой чая»
Вы хотите запомнить сайт «За чашкой чая»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

За чашкой чая не скучаем, беседы разные ведем о том, что в жизни мы встречаем, а это значит - обо всем

О сайте

  • Сайт о разных сферах нашей жизни, обо всем, что дает повод для дружеской беседы
etxt.ru
Рейс 4578. Прошли контроль, …

Рейс 4578. Прошли контроль, сидим в экономе, в хвосте, пассажиры почти все русские, кислые все…

1 янв 16, 11:00
+1178 127
Эта женщина месяц провела в …

Эта женщина месяц провела в коме. Ее слова после пробуждения шокировали всех вокруг!

14 апр 16, 20:24
+998 87
Этот малый принес маме запис…

Этот малый принес маме записку от учителя и заставил рыдать. Лишь спустя годы он узнал правду…

2 янв 16, 11:30
+749 56
На паренька набросился быдло…

На паренька набросился быдло-мужик. От того, что произошло дальше — я ОФИГЕЛ ТРИ РАЗА!

8 сен 16, 16:48
+741 81
Вот что произойдет, если под…

Вот что произойдет, если подержать ноги в уксусе. Делаю так каждый вечер!

19 янв 16, 11:00
+616 127
Как русский водитель проходи…

Как русский водитель проходил проверку в Германии. Проверяющая просто не верила своим глазам!

29 сен 16, 04:00
+586 69
На первый взгляд, это фото к…

На первый взгляд, это фото купающейся в бассейне девушки. Но вот облом…

26 дек 15, 21:28
+570 71
Спасатели пришли на помощь т…

Спасатели пришли на помощь тонущей собаке. Вдруг позади животного они увидели ЭТО…

8 мар 16, 15:30
+547 53
МУЖЧИНА ПОПАЛ В РЕАНИМАЦИЮ П…

МУЖЧИНА ПОПАЛ В РЕАНИМАЦИЮ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ ИЗНАСИЛОВАТЬ ПИТБУЛЯ

10 май 16, 16:12
+427 135
Это произойдет, если намазат…

Это произойдет, если намазать мылом зеркало. Я оценил по достоинству хитрый прием!

16 янв 16, 05:30
+420 83
«Гнать» жену на работу из де…

«Гнать» жену на работу из декрета — не по-мужски?

13 июн 16, 04:18
+5 60
ГВ в Великобритании — вещь с…

ГВ в Великобритании — вещь сложная и непопулярная

14 май, 20:00
0 1
Эта женщина месяц провела в …

Эта женщина месяц провела в коме. Ее слова после пробуждения шокировали всех вокруг!

14 апр 16, 20:24
+998 87
Народный мастер: ловушка на …

Народный мастер: ловушка на карася своими руками за 5 минут

9 май, 16:30
0 1
Выпивайте этот напиток кажды…

Выпивайте этот напиток каждый вечер перед сном для похудения и очищения организма!

5 май, 16:48
+2 1
«Звездочки» и варикоз: чесно…

«Звездочки» и варикоз: чеснок и оливковое масло для решения проблемы!

4 май, 20:00
+1 1
Лучшие любовницы: удивительн…

Лучшие любовницы: удивительно, но факт

16 янв 16, 21:30
+180 91
Любви все возрасты покорны: …

Любви все возрасты покорны: что мы знаем о будущей президентской чете Франции

30 апр, 16:18
0 1
Привет, ЗОЖ, я алкоголь, хоч…

Привет, ЗОЖ, я алкоголь, хочешь меня?

28 апр, 16:36
0 1
Высоковольтные линии из зубных щеток

Высоковольтные линии из зубных щеток

23 апр, 04:06
0 1

Травля в школе: есть ли выход?

развернуть

 

Молодая мама жалуется в соцсетях на то, что ее сына-третьеклассника Алешу обижают в школе. Скромный, тихий, «домашний» мальчик, не умеющий давать отпор более напористым сверстникам, стал излюбленным объектом насмешек и тычков.

10-летняя Катя столкнулась с другим видом травли в школе: девочку игнорируют ее одноклассницы. Не хотят садиться за одну парту, идти вместе из школы до автобусной остановки, на уроках физкультуры она – последняя, кого выбирают к себе в команду для игры в волейбол.

Журнал Psychologies приводит такую статистику: 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. Почти в каждом классе есть такой ребенок.

В чем причины школьной травли? Как реагировать в такой ситуации ребенку? Что могут сделать родители? Об этом – Светлана Кривцова, кандидат психологических наук, директор Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, автор популярных книг по психологии для родителей и педагогов: «Воспитание: наука хороших привычек» (1997), «Учитель и проблемы дисциплины» (1997), «Навыки жизни: в согласии с собой и с миром» (2002).

Травля в школе: есть ли выход?Что такое травля

Травля (в англоязычной литературе используются синонимы «буллинг» или «моббинг») – деструктивное поведение одного или нескольких человек по отношению к другому, целью которого является причинение вреда жертве.

Отличительными чертами буллинга являются: 1) периодическая повторяемость (единичный эпизод еще не расценивается как травля); 2) неравенство сил у жертвы и агрессора (жертва не может дать полноценный отпор); 3) высокая чувствительность жертвы (тот, кого травят, сильно задет происходящим).

Травля имеет различные формы: это не только физическое насилие или открытая агрессия по отношению к жертве, но и сплетни, высмеивание, изоляция, а также манипулирование и провокации. В последние годы буллинг переместился и в интернет: социальные сети и популярные мессенджеры оказались вполне подходящей средой для этого явления. Существующие в западной науке исследования говорят о том, что наиболее распространенной причиной суицида у подростков является травля со стороны сверстников.

Причины травли

Как правило, зачинщиком всегда выступает кто-то один: обычно это ребенок или подросток с формирующимся нарциссическим расстройством личности. К сожалению, нарциссизм все шире распространяется в современном обществе, чему способствуют культ успеха, потребительские установки и желание самоутвердиться, ставшие в последние годы социокультурной нормой. Нарциссичный ребенок отличается стремлением к самоутверждению за счет других, желанием быть «крутым», иметь авторитет среди сверстников как человек, которому никто ничего не может сделать. «Ты мне ничего не сделаешь» – скрытое послание, сквозящее за всем поведением этого ученика. Для утверждения своего авторитета он прибегает к властным манипуляциям, выражающимся в том числе в травле более слабых детей.

Распространенные мифы

Миф № 1: Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы.

Это неправда. Школа всегда имеет дело с незрелыми личностями (однако эта незрелость является естественным этапом развития ребенка, пусть и не самым простым). Именно поэтому в школе всегда были и будут проблемы насилия. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично); они несут ответственность за то, чтобы дети видели, как нужно твердо и с достоинством противостоять насилию.

Миф № 2: Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможен только в классе у слабого учителя.

Логика рассуждений: «Раз у меня в классе это появилось, значит, я – плохой учитель». Именно это заблуждение приводит к тому, что многие учителя не хотят говорить о происходящем в классе насилии, тем более мелком, привычном: кажется, что таким образом они «выносят сор из избы» и подводят собственную школу. Такая установка опирается на незнание статистики. Исследования вновь и вновь подтверждают: в любой школе и у любого учителя, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.

Миф № 3: Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене.

По данным доктора Дэна Олвеуса (Dan Olweus), примерно 16 процентов девочек и 17,5 процентов мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга безотносительно к тому, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12 % мальчиков сами являются инициаторами травли – буллерами. Данные почти полностью совпадают для разных стран.

Миф № 4: Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.

Это не так. Как раз самый высокий процент случаев травли отмечается во 2-4 классах.

Миф № 5: Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия.

Учительский коллектив не имеет возможности заниматься всеми «недоразумениями» (стычками, конфликтами и пр.), которые происходят между учениками, в конце концов, пусть учатся справляться сами. Только в случае серьезного физического насилия нужно вмешиваться взрослым. Такая позиция противоречит мировой статистике: дети гораздо реже переживают себя «затравленными» из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще – из- за других видов агрессии. В разных странах на первом месте по частоте встречаемости словесная травля: оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д. На втором месте – бойкот, на третьем — физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Основной причиной суицидов является не физическое насилие, а изоляция со стороны референтной группы, бойкот.

Миф № 6: Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.

Это опасное заблуждение. Статистика показывает, что самооценка агрессоров высокая, их поведение вызвано не аффектами, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.

Миф № 7: Жертвами буллинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.

Отчасти это верно, но есть и другие дети, те, которые вполне социабельны, имеют друзей, у них до сих пор была нормальная самооценка. Жертвой буллинга может стать любой ученик, говорит статистика. Но риск выше у детей чувствительных, не способных постоять за себя, лишенных настойчивости и не умеющих демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.

Травля в школе: есть ли выход?

Миф № 8: С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору).

Это никогда не работало. Также ошибочно считать, что работу с этими фактами следует передать психологу. Чего точно нельзя делать с буллерами (агрессорами), так это собирать их в группы и вести с ними психологические тренинги! Это связано с тем, что буллинг не связан с неконтролируемым гневом, это не спонтанное поведение. Буллер – это человек (с развивающимися нарциссическими личностными структурами), который устанавливает свою власть над другими и делает это хладнокровно. К нему нужны совсем другие подходы.

Не работает, кстати, и практика угрозы исключения из школы, как и само исключение. Еще менее разумно устраивать коллективные разборки с публичным покаянием, заставлять детей просить прощения – все это приводит только к эскалации травли. Ни одна разовая краткосрочная мера не поможет справиться с данным явлением. Именно поэтому феномен буллинга является вызовом школе как организации. Он требует принятия долгосрочных и ответственных обязательств, которые стали бы частью организационной культуры данной школы.

Миф № 9: Заниматься проблемами детей-агрессоров нужно с помощью привлечения родителей.

Это ошибка. К сожалению, большинство детей-буллеров не имеют конструктивного контакта с родителями. Либо их родители сами являются людьми с властным нарциссическим характером, тогда поведение детей – это калька с поведения родителей, причем молчаливо теми одобряемая. Либо такие дети тиранят и собственных родителей тоже, так как последние, скорее всего, не могут проявить необходимой твердости. В любом случае, родители сами не помогут справиться с проблемой буллинга. Школа должна четко отделить свою ответственность и ответственность семьи: «Если тебе разрешают так вести себя дома – пожалуйста, но не здесь, в школе другие правила!»

Миф № 10: Учитель должен мочь справиться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе самостоятельно.

Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности можно только в том случае, когда учителя объединятся против насилия. Организационная культура школы, не обращающая внимания на вопросы насилия, – это нежизнеспособная культура. Секрет в том, что все до единого взрослые люди, но прежде всего профессионалы – учителя, должны уметь и быть готовы конфронтировать с властолюбцем. Это сила объединенных взрослых! Однако можно сказать и другое: если в школе найдется хотя бы один неравнодушный взрослый, все может получиться.

Что делать?

Что могут сделать родители, столкнувшись с ситуацией травли своего ребенка?

  • Самое главное – выслушать ребенка, сохраняя спокойствие, не поддаваясь естественным реакциям негодования и страха. Дело в том, что для ребенка в сложившейся ситуации жизненно важно ощущение защищенности, опоры. Родители должны приложить усилия, чтобы не передать свое волнение, а, наоборот, дать сигнал ребенку, что он теперь не один на один с этим злом. После того, как вы внимательно выслушали рассказ ребенка, можно сказать: «Хорошо, понятно. Больше не переживай, ложись спокойно спать, я немедленно начну с этим разбираться».
  • Позвонить учителю и поговорить на эту тему.
  • Необходимо научить ребенка отвечать и защищаться, воспитывать чувство собственного достоинства. Кстати, нет лучшего средства против буллинга, чем хорошее чувство юмора.
  • И, конечно же, родителям нужно быть внимательными. Большинство детей не говорят или не сразу говорят маме и папе о том, что их обижают. Поэтому с ребенком нужно постоянно общаться, регулярно расспрашивать, как у него дела, как он провел день – не об оценках и уроках, а о том, что он делал на переменках, об одноклассниках. «Что тебя сегодня порадовало в школе? А что огорчило?»

    Косвенные признаки, которые должны вас насторожить:

  • Ребенок не хочет идти в школу.
  • Ребенок жалуется на боли в животе, сдавленность в груди (если нет соот- ветствующих заболеваний, это признак страха).
  • У ребенка нарушен сон, ему снятся кошмары.
  • Что может сделать учитель, столкнувшись с ситуацией травли?

    На сегодняшний день к проблемам дисциплины и насилия педагоги подходят по-разному. Существуют целые педагогические коллективы, которые практикуют либо «метод невмешательства», считая, что школьники со временем научатся контролировать себя сами, либо жесткий стиль контроля и подчинения, когда ради поддержания порядка учителя прибегают к угрозам и наказаниям. Однако в ситуации буллинга ни тот, ни другой метод не работают.

    Самая эффективная стратегия поведения – это твердая, но не агрессивная конфронтация с буллингом. Педагоги, разделяющие этот подход, считают травлю отвратительным злом, но не прибегают к шантажу и манипуляциям.

    Заставить ребенка чего-то не делать можно и без угроз. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора («Если ты поступаешь так, то последствием будет…»). Если выбор оказывается деструктивным, то к ученикам применяются санкции. Так дети учатся пользоваться свободой и брать на себя ответственность. И, безусловно, учитель должен быть бдительным и обязательно реагировать на происходящее вокруг него, не быть равнодушным.

    Что могут сделать директор и администрация школы?

    Практически все специалисты говорят одно: начинать надо с изменения атмосферы, среды образовательного учреждения, ведь случаи травли чаще бывают там, где отсутствует уважительное отношение к себе и другим, где не признаются и не удовлетворяются потребности детей в признании и понимании, где нет созидательных смыслов.

    Даже буллеры теряют интерес к насилию, если находят в школе осмысленное и ценное для себя дело, в котором проявляется их потенциал и может быть пережито чувство успеха.

    Атмосфера складывается из множества разных вещей. Принципиальное значение имеет, например, стремятся ли в школе заниматься каждым отдельным ребенком, каждого ли видят, думают ли о том, чтобы человеку было интересно, чтобы он мог внести полезный вклад в школьную жизнь. Ощущает ли тут человек свою нужность и ценность?

    Необходима выработка системы ценностей школы, иерархии этих ценностей (что для нас является благом? а самым большим злом?) – обязательно с привлечением учеников и учителей. На основе этой системы ценностей разрабатываются правила, по которым живет детско-взрослое сообщество, а также разрабатываются санкции на каждый конкретный случай нарушения. Иначе это будут не правила, а просто просьба, которую выполнять не обязательно. При таком подходе вероятность буллинга в школе становится минимальной.

    Что почитать по теме:

    Интерактивное методическое пособие «Азбука буллинга» (автор – С.В. Кривцова) на электронном ресурсе: http://psychologia.edu.ru/

    Кривцова С.В. Буллинг VS сплоченность неравнодушных. М.: ФИРО, 2012.

    Ольвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? М., 1993.

    Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе: психология моббинга. М., Генезис, 2012.

    Источник: Pravobraz.ru

    published on zachashkoi.ru according to the materials matrony.ru


    Источник →

    Ключевые слова: советы родителям
    Опубликовано 19.05.2017 в 16:06

    Комментарии

    Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
    Показать новые комментарии
    Комментарии Facebook
    Комментарии ВКонтакте
    Шоколад защитит от развития …

    Шоколад защитит от развития мерцательной аритмии

    25 май, 08:48
    0 0
    19 полезных советов для кухн…

    19 полезных советов для кухни, которые сделают повседневность проще

    25 май, 04:24
    0 0
    6 травяных сборов для профил…

    6 травяных сборов для профилактики и лечения гипотиреоза

    25 май, 00:54
    0 0
    Забавные собачки

    Забавные собачки

    25 май, 00:00
    0 0
    Ментальность нищего. Как её …

    Ментальность нищего. Как её изменить?

    24 май, 20:24
    0 0
    Российские футболистки подде…

    Российские футболистки поддержали Эмму Уотсон и движение «Книги в метро»

    24 май, 20:24
    0 0
    Почему счастливая женщина — …

    Почему счастливая женщина — это плохая жена?

    24 май, 20:24
    0 0
    Детское здравоохранение долж…

    Детское здравоохранение должно быть бесплатным

    24 май, 12:36
    0 0
    Луковая терапия при анемии: …

    Луковая терапия при анемии: 2 универсальных рецепта!

    24 май, 04:06
    0 0
    Собака, прожившая 8 лет на ц…

    Собака, прожившая 8 лет на цепи, обрела любящего хозяина

    24 май, 00:12
    0 0
    Ненастоящее настоящее

    Ненастоящее настоящее

    23 май, 20:36
    0 0
    В Москве теперь доставляют н…

    В Москве теперь доставляют на дом маникюр, педикюр и депиляцию

    23 май, 20:36
    0 0
    Правда о том, как мужчины вы…

    Правда о том, как мужчины выбирают себе жену

    23 май, 20:36
    0 0
    Был бы милый рядом?

    Был бы милый рядом?

    23 май, 20:24
    0 0
    Безопасность ребенка: главны…

    Безопасность ребенка: главные лайфхаки

    23 май, 12:18
    +1 0
    Вызов принят: опускаем руку …

    Вызов принят: опускаем руку в кипящий свинец

    23 май, 04:48
    0 0
    Защита от онкологии и укрепл…

    Защита от онкологии и укрепление иммунитета: 8 рецептов с применением чернослива

    23 май, 04:18
    0 0
    Стоп апатия! Действия, котор…

    Стоп апатия! Действия, которые помогут снова начать радоваться жизни

    22 май, 20:48
    0 0
    Все нормальные мужики – подк…

    Все нормальные мужики – подкаблучники

    22 май, 20:48
    0 0
    Горячий тренд: самая популяр…

    Горячий тренд: самая популярная модель купальника-2017 detected

    22 май, 20:48
    0 0
    101 совет на все случаи жизни

    101 совет на все случаи жизни

    22 май, 16:48
    0 0
    Медики шутят

    Медики шутят

    22 май, 16:42
    0 0
    В театр с пеленок

    В театр с пеленок

    22 май, 12:30
    0 0
    3 совета для кухни, которые …

    3 совета для кухни, которые стоит добавить в свой кулинарный арсенал

    22 май, 08:00
    0 0
    Действенное и безопасное сре…

    Действенное и безопасное средство от многих заболеваний — луковая шелуха!

    22 май, 04:30
    0 0
    Милота дня: улыбающийся геккон

    Милота дня: улыбающийся геккон

    22 май, 00:36
    0 0
    Гид по правильному питанию: …

    Гид по правильному питанию: на каких фуд-блогеров подписаться в Instagram

    22 май, 00:00
    0 0
    Богини зоны бикини. Мастер р…

    Богини зоны бикини. Мастер рассказала, что будет модно этим летом

    22 май, 00:00
    0 0
    Время отпусков. Как сэкономи…

    Время отпусков. Как сэкономить на брони

    22 май, 00:00
    0 0
    5 причин, которые вас застав…

    5 причин, которые вас заставят каждое утро застилать постель

    21 май, 20:00
    0 0
    Вызов принят: что можно разр…

    Вызов принят: что можно разрезать пополам обычной бумагой

    21 май, 08:12
    0 0
    Настои с сушеной грушей прот…

    Настои с сушеной грушей против запоров: 8 полезных рецептов!

    21 май, 04:42
    0 0
    «Я первый раз за месяц расче…

    «Я первый раз за месяц расчесываю волосы»: душераздирающий пост о депрессии

    21 май, 00:12
    0 0
    Пусть ребёнок ест песок

    Пусть ребёнок ест песок

    21 май, 00:12
    0 0
    Что нужно сделать, прежде че…

    Что нужно сделать, прежде чем окончательно опустить руки

    21 май, 00:12
    0 0
    Лечение атеросклероза натура…

    Лечение атеросклероза натуральными средствами: рецепты на основе луковой шелухи

    20 май, 04:54
    0 0
    Гиганты из дерева

    Гиганты из дерева

    20 май, 04:48
    0 0
    Кот породы мейн-кун может по…

    Кот породы мейн-кун может попасть в «Книгу рекордов Гиннеса»

    20 май, 04:00
    0 0
    Скорая психологическая помощ…

    Скорая психологическая помощь: правила оказания поддержки человеку на грани нервного срыва

    20 май, 00:24
    0 0
    Трогать запрещается! Части т…

    Трогать запрещается! Части тела, которые чаще всего подвергаются атакам опасных микробов

    20 май, 00:24
    0 0

    Люди

    13184 пользователям нравится сайт zachaem-mt.ru

    Яндекс.Метрика
    Читать

    Поиск по блогу

    «Гнать» жену на работу из декрета — не по-мужски?

    «Гнать» жену на работу из декрета — не по-мужски?

    — …Я обожаю свою работу! — делится с подругами шестидесятилетняя Роза Леонидовна. — Каждый день иду, как на праздник. Но всему хорошему приходит конец, видимо. Вот

    13 июн 16, 04:18
    +5 60
    Слушаться маму до пенсии?

    Слушаться маму до пенсии?

    2 июл 16, 00:36
    +11 11
    Настоящий мужчина или … лох?

    Настоящий мужчина или … лох?

    28 июн 16, 16:36
    +10 13
    Самое странное требование к …

    Самое странное требование к работодателю

    15 июн 16, 08:12
    +13 46
    «Гнать» жену на работу из де…

    «Гнать» жену на работу из декрета — не по-мужски?

    13 июн 16, 04:18
    +5 60
    «Отстать» от трудного подрос…

    «Отстать» от трудного подростка — это выход?

    8 июн 16, 20:42
    +3 9
    Безопасность ребенка: главные лайфхаки

    Безопасность ребенка: главные лайфхаки

    Самое ценное, что есть у родителей, — это жизнь и здоровье их ребенка. Заботясь о них, мы создаем вокруг ребенка безопасную среду. Да, мы не сможем уберечь его от

    23 май, 12:18
    +1 0
    «Made in China» со знаком качества

    «Made in China» со знаком качества

    Дешёвые изделия с рынка с сомнительным качеством прочно ассоциируется с товаром из Китая. Мировая столица ширпотреба всего чего угодно  –  от трусов до сото

    19 май, 00:36
    0 0
    «Стражи галактики 2»: плакать или смеяться?

    «Стражи галактики 2»: плакать или смеяться?

    Вторая часть фильма «Стражи галактики»  –  один из бесчисленных (пятнадцатый, если быть точной) кинокомиксов Марвел со всеми их особенностями: гротескные др

    19 май, 00:36
    0 0